Рассеянность

Немало существует анекдотов о рассеянных профессорах, которые забывают везде свои шляпы и зонтики, не замечают, что надели левый ботинок на правую ногу, или, решив сварить яйцо, опускают в кипяток часы, а яйцо держат в руке.

В подобных рассказах есть доля истины. Ученый, поглощенный решением какой-либо научной задачи, может не замечать ничего вокруг. Его внимание, мысли заняты не окружающим миром, а той умственной работой, от которой его не может отвлечь ничто. Но это не рассеянность. Это, наоборот, величайшая сосредоточенность, одно из изумительных качеств человеческого ума.

Конечно, в реальной жизни сосредоточенность редко бывает такой безграничной. Но уже обычное умение работать, не отвлекаясь, является ценным качеством. Подлинная рассеянность – неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко доводит до конца начатое дело, он не способен к длительным, терпеливым усилиям. То одна, то другая деталь ускользает из поля его зрения, потому что многочисленные впечатления окружающего мира отвлекают его, заставляя на время забывать о предмете своих занятий.

Известно, что один доминирующий интерес приглушает, как бы переводит на второй план другие интересы. На языке физиологии это означает: когда в одном очаге коры головного мозга возникает сильное возбуждение, в других начинается торможение. У рассеянного человека очаг возбуждения нестоек. Он быстро перемещается, меняется по своей интенсивности, и соответственно этим перемещениям затормаживаются другие участки коры головного мозга.







Но является ли подобная отвлекаемость постоянным, навечно присущим человеку свойством? Конечно, нет. Бороться с нею можно и необходимо. Следует учесть, что рассеянность более свойственна людям в некоторые возрастные периоды. В силу незрелости своей нервной системы дети школьного возраста неспособны к длительному сосредоточению. Это умение тренируется и вырабатывается постепенно и притом известными «скачками».

С первого по четвертый класс оно обычно нарастает. Но вот для пятиклассников педагоги считают типичными ошибками «по невнимательности». Эта отвлекаемость, повышенная возбудимость связаны со множеством новых впечатлений и забот. Здесь и переход от одного хорошо знакомого учителя к нескольким незнакомым, и новые методы обучения, и более повышенные требования.

К тому же в 11-12 лет начинается период полового созревания, связанный с новыми ощущениями и своими трудностями. Все это настолько сложно, что подросток теряется, не может сосредоточиться, иногда целиком отдается одним впечатлениям, не принимая в расчет другие. Не менее важные.







Нечто похожее может произойти и со взрослым человеком, если на него возлагается сразу много новых забот и обязанностей, а времени мало. Нет возможности, спокойно начав одно дело, перейти к другому, нет и умения распределить свое внимание.

Известна и «стариковская рассеянность». Забывчивость старых людей своеобразна. Сохраняя в памяти мельчайшие детали давно прошедших лет, они нередко забывают обстоятельства текущего дня. Это тоже особенность возраста, связанная с изменениями подвижности нервных процессов.

Естественно, что любые вредные воздействия, ослабляющие нервную систему, ослабляют и способность сосредоточиться. Люди, особенно подростки и маленькие дети, становятся более рассеянными после болезни. Рассеянность возрастает при переутомлении и недосыпании. «Подстегивая» себя в таком состоянии, часто начинают курить и пить крепкий кофе. То и другое лишь истощает нервную систему и в конечном итоге еще более усиливает рассеянность.

С физиологической точки зрения несравнимо целесообразнее «самоприказ» — волевое усилие, поддержанное представлением о необходимости выполняемого дела. О том, какой будет нанесен ущерб, если оно не будет выполнено. Надо учиться работать без суеты, заранее продумывая этап работы и контролируя себя по этим этапам.

Иногда приходится вслух повторять себе то, что боишься забыть. Очень полезно вести записи в записной книжке, что необходимо сделать. Не следует ставить человека в такое положение, когда он одновременно должен делать много дел. Именно такие трудности выпадают зачастую на долю домохозяйки. Чем спокойнее обстановка, в которой живет и трудится человек, чем больше он приучен распределять свое время, чем выше ответственность за выполняемое дело, тем меньше ему присуща рассеянность. Жизнь показала, что умение сосредоточиться – дело наживное.

 








Оставить комментарий

Реклама


2017 Здоровье, быт, увлечения, отношения.